Пароль

Забыли?

Отчёт о Холодной Сотке 10 января 2015 года (Меллюпельто – Выборг)

Отчёт о Холодной Сотке 10 января 2015 года (Меллюпельто – Выборг)

Это странно что я до сих пор не посещал мероприятие под названием "Холодная сотка". Оно проводится бреветчиками и особо не афишируется в гонщицкой среде. А между тем это самая настоящая гонка, скрытая под вывеску полубревета и даже есть протоколы. Да и участники считают это мероприятие именно гонкой. Её маршрут проходит от станции Мюллюпельто до Выборга и составляет чуть более ста километров. Она проходит зимой по заснеженным дорогам и включает в себя два грунтовых участка. Первый из них небольшой длинною всего 2,5 километра и встречается примерно на 25-ом километре маршрута. На 43-ем километре начинается второй такой участок, длинною около десяти километров. Во всяком случае так показывала моя карта. А как обстоят дела на самом деле мне предстояло узнать непосредственно на гонке.

Перед ней я провёл небольшую аналитическую работу, поскольку было ясно что состав участников на гонке может оказаться таким, что позволит мне надеяться на победу. А значит к гонке нужно было относится очень серьёзно. Я посмотрел протоколы предыдущих лет. Из них за гонку можно было принять только два, за 2009-ый и 2010-ый годы. В обоих случаях победил Дмитрий Родионов, а в остальных годах народу было слишком мало. Дмитрий один из лучших байкеров в нашем Питерском любительском контингенте, но он так и не смог выйти из пяти часов. Пять часов 3 минуты и пять часов пять минут - вот его победные результаты, первый из которы - рекорд трассы. То есть для того чтобы выйграть нужно проехать примерно за пять часов. Я решил порыться в своих записях и найти каким же у меня бывает средний пульс на пятичасовых гонках. Только вот гонка такая у меня нашлась всего одна и это была командная гонка от Питербургского клуба ранндонёров "Балтийская звезда". За пять часов и шесть минут той гонки мой средний пульс составил 158 ударов в минуту. Вот значит каким должен быть у меня пульс, чтобы не перетрудиться на старте.

Также передо мной стоял вопрос какой велосипед выбрать шоссейный или байк. Дмитрий Родионов побеждал и на байке и на циклокроссе. Но циклокросса у меня не было, хотя это судя по всему был бы оптимальный вариант. А из собственного опыта езды зимой я знаю, что даже на слегка заснеженном асфальте шоссер выигрывает у байка в скорости. Но в основном люди ездят эту гонку на байках, и лишь Андрей Безызвестных в виде исключения проезжал на шоссейном велике. И надо сказать неплохо проехал, занимал второе и третье места в тех годах, когда выигрывал Дмитрий Родионов. И поэтому я решил рискнуть и поехать именно на шоссейнике. Тем более за два дня до этого я выйграл у Димы Михновича шоссейную дуэль на Кавголовском кольце, уехав от него на ледянной трясучке. Но там это был всего лишь маленький участок, а тут меня эта трясучка поджидала на большей части трассы. Я при этом очень отдалённо представлял что же меня ждёт на дистанции. Уже в электричке, которая нас довозила до старта, я подробно распросил Игоря Королёва о маршруте. Оказалось что длинна грунтовых участков составляет на самом деле 17 километров. При этом серъёзных горок нету, ну может разве что после посёлка Возрождение, вся сложность гонки помимо грунтовок в её зимних условиях со снегом и льдом.

Температура на старте по разным данным была от нуля до минус трёх. При этом я был одет теплее, чем обычно, поскольку понимал, что два часа тренировки и пять часов гонки совершенно разные вещи. И неизвестно как организм будет под нагрузкой реагировать даже на такую тёплую для зимы погоду. При этом я забыл дома гель, специально мной сохранённый для этой гонки. Пришлось перед стартом потратиться на пирожки, а гонку ехать без еды и питья. А собралось нас всего 8 человек. Из них двое ехали на тандеме. Все кроме меня ехали на широкой резине. Один я был на 23-ей шоссейной резине и кое-кто из опытных бреветчиков сказал про меня: "Сильные духом, слабые умом". И похоже было что все собравшиеся сошлись во мнении, что шоссер не для этой гонки. Мне говорили, что я не знаю на что я иду. А тут все проезжали эту сотку и по видимому даже не один раз. На гонках кроме как с Игорем Королёвым я ни с кем не пересекался и поэтому мне сложно было судить об уровне участников. А вот у Игоря я на прошлогодних шоссейных баталиях всегда выигрывал и вовсе не пару секунд.

И как-то очень быстро мы с Игорем уехали ото всех, так что позади никого и не видно было. Шло хорошое шоссе, где можно было неплохо ездить по колее. А я ещё очень долго сидел за спиной Игоря, который явно стал посильнее по сравнению с прошлым годом, и ждал когда средний пульс опуститься до 158-ми ударов. Для меня было очевидно, что Игорь слишком сильно для себя едит. Да и для меня тоже. Поэтому я даже в наглую не выходил на смены. Потом наконец темп снизился, пульс упал до положенных 158-ми ударов и я начал отрабатывать на сменах. За нами на машине следовал болельщик и помошник на случай поломок Дима Михнович. И он нас предупредил, что впереди снега будет ещё больше. И действительно, пройдя кольцевую развязку асфальтовая колея стала понемногу исчезать. Нам с Игорем было ехать уже труднее. Очень трясло на ледяной "стиральной доске" и приходилось крепко держать руль.

Но меня устраивало текущее положение в гонке, никаких обычных для меня ранних отрывов в этой ситуации я не планировал. Да, я не строил иллюзий и был готов к тому что Игорь отъедит от меня на грунтовке. Но последние 50 километров гонки проходили по асфальту. А на нём я способен был в прошлом году выигрывать у Игоря по две минуты на десяти километрах. И это тогда когда он едит на шоссейном велосипеде. А сейчас он ехал на байке с шипованной резиной, да ещё и загруженный огромными сумками на багажнике. Так что десять минут проигрыша ему по итогам грунтовок представлялись мне гарантированной победой. Отстать менее чем на десять минут не казалось мне чем-то нереальным. Да вот только что же там за грунтовки?

И вот наконец мы подъехали к первой из них. Поначалу я думал, что грунтовка длинною всего 2,5 километра это не то место где от меня можно безвозвратно убежать. Но как же я ошибался! По части сцепления резины с этими полульдом полуземлёй всё было именно так как я и ожидал, но при этом на дороге появились ужасные ямы. Игорь сразу же от меня стал уезжать. Я ринулся было догонять его, но неудачно заехал в одну из этих ям и упал. Пока поднимался меня обогнал невесть откуда взявшийся Алексей Ланцов. Он быстро догнал Игоря и вскоре они вдвоём скрылись за горизонтом.

А я остался один и все мои тактические задумки рушились как карточный домик. Я совершенно не знал что из себя представляет Ланцов как гонщик. Да он последним отстал от нас с Игорем, когда мы отъезжали от всех со старта. Но ведь потом Алексей смог догнать нас двоих в одиночку. Можно было предположить что он типичный бреветчик, который со старта несётся так что дух захватывает, а потом еле доползает до финиша. Такое меня бы конечно устроило, ведь это позволило бы его обойти на заключительных километрах гонки. Но я уже не контролировал ситуацию и решил поднапрячься и съесть разрыв с лидерами. Но вместо этого я начал падать.

Дима Михнович из окна технички сообщил мне о том что я отстаю на три минуты. Потом я сумел найти длинную траекторию без ям, после чего Дима сообщил мне о том что разрыв сохраняется. Но я тут же упал снова. Из-за того что моя скорость снизилась из под воротника на очки пошёл пар, стёкла запотевали. Я переставал видеть ямы и снова падал. Останавливался протирал стекла, но вся моя одежда и так была мокрой и это мне не помогало. В конце концов попросил у Димы что-нибудь вытереть стёкла и у него нашлась салфетка. После этого я ненадолго стал снова видеть ямы. А затем стёкла снова запотели, но Дима к тому времени уже уехал, предварительно сообщив мне об отставание в шесть минут.

И это только по итогам первой коротенькой грунтовки! Положение становилось явно не выйгрышным для меня. Хотя грунтовка и быстро закончилась, но асфальта под колёсами при этом не чуствовалось. Изменилось только то что ямы стали не такими большими. А ведь на карте был асфальт нарисован. Уж не знаю как быстро я проехал этот асфальт, но падал я на нём регулярно. Впереди никого не было видно, даже Диминой технички. Скорость моя, правда, несколько увеличилась и проблемы с запотевающими очками в связи с этим временно исчезли.

Я даже не понял где конкретно начался второй участок грунтовки. Вроде характеристика дороги не особо изменилась. Стало лишь чуть побольше льда. Я снизил скорость для того чтобы больше не падать, стал на спусках выстёгивать одну ногу из педалей. Меньше падать я конечно стал, но при этом много терял в скорости. Даже на два подъёма зашёл пешочком, поскольку их нужно было брать предварительно разогнавшись.

Наконец я увидел Димину техничку. Это случилось где-то посередине маршрута гонки. Очень хотел попить чего-нибудь, но вместо просыбы о воде я почему-то спросил о разрыве. Мне послышалось, что Дима сказал 15 минут. Я посчитал что это много. Но это мне только послышалось. На самом деле разрыв составлял 35 минут и хотя я этого и не знал, но гонка была мною уже окончательно проиграна. Уверенный в этом Дима отправился догонять на машине лидеров до которых он ехал на скорости 80 км./ч. больше двадцати километров. Он даже думал, что я, замученный многочисленными падениями, сойду с гонки, позвонив ему на телефон с просьбами об эвакуации. Но я и не думал сходить с гонки, а наоборот ждал когда же начнётся асфальт. Мне казалось, что 15 минут это вовсе не неотыгрываемое преимущество. Между тем меня обошёл Валерий Расков и я уже даже не входил в первую тройку.

Но тут вдруг колёса почуствовали под собой надёжное сцепление и я понял что начался асфальт. Понёсся во всю прыть. 500 метров между мной и Валерием исчезли за десяток секунд. Было понятно что он даже на колесо мне не сядет. А я вкалывал уже очень конкретно на пульсе в районе 180-ти. Скорость была такая высокая, что мне показалось что до развилки у Каменногорска я домчался за пять минут. А это как раз пять километров. У меня нет на велосипеде велокомпьютера и я не знаю какой именно была моя скорость. Но она была такой огромной, что если бы в этот момент шла бы летняя разделка на Кавголовском кольце личный рекорд на нём был бы мною побит и намного. Я это прекрасно чуствовал и не сомневался что 15 минут отставания быстро отыграю. Вообще, когда понимаешь, что возможна победа, ездить получается заметно быстрее.

Холодная сотка 2015. 10 января 2015. Меллюпельто – Выборг. Зимняя велогонка

Но время шло, а спины лидеров все не появлялись на горизонте. Мне даже подумалось: "неужели я всё-таки просчитался и они вдвоём едут по асфальту сильнее чем я расчитывал?" Было обидно проигрывать эту гонку, где я обьективно был сильнейшим, но просто выбрал не тот велосипед. Даже слеза потекла. Ведь я так мало выигрываю, а то что выйграл и серьёзными гонками не назовёшь.

Пошёл снег и облепил меня как снеговика, постоянно приходилось смахивать его с очков. Стёкла на них опять стали запотевать. Я вдруг вспомнил совет Михаила Плеханова, как их держать относительно ветра в таких случаях. Как же я раньше об этом не подумал! Я теперь стал хорошо видеть все ямы, которые при моей скорости и после того что было, можно и ямами не считать, всё равно ведь небольшие. Хотя голову при этом переодически приходилось держать повёрнутой в сторону.

Горка за Возрождением лишь чуть-чуть заставила меня сбавить скорость. Уже и промелькнули все населённые пункты кроме финишного, хотя я уже и начал уставать от того что почти час ехал на пульсе 180.Я ехал уже на пульсе в районе 166-ти ударов в минуту, но было одно обстоятельство, заставлявшее меня думать, что победа ещё возможна. Моё финишное время должно стать ощутимо лучше, чем у Дмитрия Родионова во времена его победы. А ведь ясно, что он превосходит классом и Игоря и Алексея. Но какой от этого толк, если и они тоже похоже выйдут из предыдущего рекорда трассы?

А ещё я помнил одну из давних командных гонок, когда я из-за прокола отстал от своей команды и ринулся её догонять. Я тогда за 25 километров до финиша понял, что погоня будет неудачной и сбросил темп. А зря! Я даже таким темпом проиграл своей команде всего несколько минут. Так что мне сейчас всё равно не оставалось делать ничего иного, кроме как бороться до конца. Хотя в таких ситуациях это как правило оказывается безнадёжным занятием.

И я уже смирился со своим третьим местом. До Выборга оставалось лишь около десяти километров. И вдруг я увидел велосипедный след ещё не заметённый снегопадом. Это означало что до лидеров уже не так уж и далеко! Ещё после пары изгобов дороги я увидел Димину техничку с мигалкой. Оставалось только разглядеть оба ли лидера впереди или они уже по одному едут. Мне нужно было чтобы они оказались вместе. Ведь помимо всего прочего тогда можно будет от обоих уехать одним рывком. Ещё через пару изгибов дороги я увидел что Игорь и Алексей находятся вместе. Даже со спины было видно что оба они уже устали. Ну что ж, это уже должна быть победа! Я тоже уже устал, но даже в таком состоянии ехал заметно сильнее них.

Одна незадача, за Диминой техничкой скопились машины и мне предстояло "отстоять" очередь на обгон. Ведь зимой дорога не так широка, чтобы можно было ещё как-то пробраться. Но как только эта очередь до меня дошла я сразу предпринял резкий рывок в надежде оторваться сразу от обоих. Дорога как раз шла немного в горку и можно было надеяться на успех. Но Алексей Ланцов проявив недюжую силу воли всё-таки умудрился за меня зацепиться. Я сразу бросил крутить педали, поскольку не намеревался возить у себя на колесе конкурентов. Мне прийдёться делать второй такой рывок для того чтобы победить. Хотя даже один рывок встаёт поперёк горла. Но тут уж ничего не поделаешь, нужен второй.

Алексей, как неопытный гонщик вышел на смену и создал мне идеальные условия для рывка, из-за спины, да ещё и передохнуть успеваю. Перевёл дыхание и увидел впереди горочку. По опыту прошлогодних разборок на Рождественской гонке с Сашей Цуриковым, знаю что на коротких горках имеет смысл атаковать чуть раньше начала этой горки. Потому что пока соперник среагирует, успеваешь взлететь на крутизну с чуть большей скоростью. Я много думал о пройгрыше в той Рождественской гонке и вот теперь настала пора проверить свои выводы. Повторный рывок у меня, уже очень усталого, получился не таким резким, как когда я на других гонках ухожу в ранние отрывы. Но он был очень по месту и удалось засветить десять метров преимущества. На более длинный рывок я уже сподобиться не мог, но средний темп у меня был выше чем у Алексея и эти десять метров стали потихоньку увеличиваться. Это уже была победа!

В Выборг я заезжал уже первым. Хотел посмотреть где там преследователи, но оглянувшись увидел только Димину техничку. Видимо они далеко, иначе бы он не стал ехать позади меня. К финишу я приезжаю первым со временем 4 часа 44 минуты. Что-то говорю Диме об этих 15-ти минутах отставания посередине дистанции. На что он мне отвечает, что там не 15 минут было, а 35. Моё изумление передать словами невозможно! На каких ещё гонках отыгрывали такое отставание? Это, конечно, хорошо проясняет тот факт, почему я так долго их не мог догнать. Но ведь это же объективно неотыгрываемое преимущество! Это с какой же я скоростью ехал!

Холодная сотка 2015. 10 января 2015. Меллюпельто – Выборг. Зимняя велогонка

Ещё более поразил факт выйгрыша у Валерия Раскова, который опережал меня перед началом асфальта, одного часа и 21-ой минуты. У пришедшего вторым Алексея Ланцова я за несколько километров выйграл четыре минуты. Моё время оказалось лучшим в истории этой гонки. Да и вся первая тройка показала класс, промчавшись быстрее теперь уже бывшего рекорда трассы. Большинство из тех кто участвовал в гонке не могло никак поверить что на этой трассе можно побеждать на шоссейном велосипеде. Не могли в это поверить кое-кто из тех, кого в этот раз не было, но кто ездил эту гонку раньше. Ну что сказать? Всё невозможное рано или поздно становиться возможным!

Тренируйтесь и победы прийдут!

-- Алексей Енальский (специально для сайта http://l-bike.ru)

Назад в раздел